(1928–2018)

1983 г. Холст, масло. 55х46 см.
Оскар Рабин
«Institut Medico-legal»
недоступна к просмотру
Описание
1978 год. Оскар Рабин с семьей получает гостевую визу и они уезжают во Францию. Однако это оказывается поездкой в один конец, ведь через пол года художника лишают советского гражданства и им приходиться остаться. Так начинается парижский период творчества, хотя он и продолжает писать в свойственном ему «московском» стиле, берущем начало еще у Бубнового валета и, в особенности, у Роберта Фалька.

Сюжет «Городского пейзажа» (1983) основан на реалиях парижской жизни, как всегда с доброй долей иронии и подтекстом, вложенными автором. На переднем плане старенький кошелек и выпавшие из него несколько монет и купюра в 100 франков, с портретом Делакруа и фрагментом его картины «Свобода, ведущая народ» на ней, а на фоне типичная парижская улочка и старые дома в «рабиновской» манере...
биография
Оскар Яковлевич Рабин

С детства увлекаясь живописью, Рабин поступил в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова, но был отчислен за «формализм» — несоответствие официальным канонам соцреализма. Несмотря на это, он продолжил заниматься искусством, став одной из ключевых фигур неофициального советского искусства. В конце 1950-х — начале 1960-х годов Рабин вместе с женой, художницей Валентиной Кропивницкой, и поэтом Евгением Кропивницким организовал Лианозовскую группу — объединение художников и поэтов, работавших в подполье.

В 1974 году Рабин стал одним из организаторов «Бульдозерной выставки» — первой попытки публичного показа неофициального искусства в СССР, которая была жестоко разогнана властями. Это событие привлекло внимание мировой общественности и стало символом сопротивления советской цензуре.

В 1978 году, во время поездки во Францию, Рабин был лишён советского гражданства за «антисоветскую деятельность» и вынужден остаться в эмиграции. Поселившись в Париже, он продолжил активно работать, а его картины приобрели международную известность. В творчестве Рабина преобладали мрачные урбанистические пейзажи, натюрморты с советскими атрибутами (водка, селёдка, газета «Правда») и символы тоталитарного быта, передающие абсурд и гнет советской действительности.

После распада СССР гражданство Рабину было возвращено, и в 2000-х годах его работы стали выставляться в России. В 2006 году он получил премию Кандинского в номинации «За выдающийся вклад в развитие современного искусства».