(1928–2018)

1981 г. Холст, масло. 73х92 см.
Оскар Рабин
«Дом из моего окна»
Описание
Пейзаж «Дом из моего окна», написан в 1981 году в характерной для этого периода творчества Оскара Рабина, разработанной им живописной системе. Сюжет этого пейзажа, как указано в названии, является видом из окна парижской мастерской О.Я. Рабина в вечернем освещении тревожного одинокого окна и сигнальных огней скорой помощи. Эта работа, как и знаменитые московские произведения Рабина, построена на присущих в его творчестве контрастах и противопоставлениях «высокого и низкого», абсурдности, странности, гротеска сюжета. Сочетание высокой живописной культуры и драматизм мотива делают эту работу Оскара Рабина уникальной.

Как близкие аналоги по характеру и манере письма пейзажу «Дом из моего окна», можно рассматривать, например, такие живописные произведения О.Я. Рабина из частных собраний, как уже упомянутая выше картина «Рынок в Париже II», «Вербное воскресение» (собрание Музея AZ) и «Парижский пейзаж с 'Sex Shop'». При разнице в сюжетах, сходство в характере рисунка, красочной кладке, принципах разработки сюжета и освещенности, очевидно.
биография
Оскар Яковлевич Рабин

С детства увлекаясь живописью, Рабин поступил в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова, но был отчислен за «формализм» — несоответствие официальным канонам соцреализма. Несмотря на это, он продолжил заниматься искусством, став одной из ключевых фигур неофициального советского искусства. В конце 1950-х — начале 1960-х годов Рабин вместе с женой, художницей Валентиной Кропивницкой, и поэтом Евгением Кропивницким организовал Лианозовскую группу — объединение художников и поэтов, работавших в подполье.

В 1974 году Рабин стал одним из организаторов «Бульдозерной выставки» — первой попытки публичного показа неофициального искусства в СССР, которая была жестоко разогнана властями. Это событие привлекло внимание мировой общественности и стало символом сопротивления советской цензуре.

В 1978 году, во время поездки во Францию, Рабин был лишён советского гражданства за «антисоветскую деятельность» и вынужден остаться в эмиграции. Поселившись в Париже, он продолжил активно работать, а его картины приобрели международную известность. В творчестве Рабина преобладали мрачные урбанистические пейзажи, натюрморты с советскими атрибутами (водка, селёдка, газета «Правда») и символы тоталитарного быта, передающие абсурд и гнет советской действительности.

После распада СССР гражданство Рабину было возвращено, и в 2000-х годах его работы стали выставляться в России. В 2006 году он получил премию Кандинского в номинации «За выдающийся вклад в развитие современного искусства».